Содержание курса направлено на формирование у обучающихся умений формулирования темы и обоснования ее актуальности, составления плана проектной и исследовательской деятельности, определения объекта, предмета, цели и задач исследования, работы с различными видами информационных источников (в том числе их цитирование и оформление, составление списка использованных источников), выбора и применения методов исследования в соответствии с задачами исследования, оформления результатов исследования (пояснительная записка, мультимедийная презентация, буклет, публикаций, web-сайта и т.п.), рецензирования исследовательской или проектной работы. Кроме того, у обучающихся формируется навык защиты исследовательской работы (индивидуального проекта, реферата, курсовой работы (проекты), выпускной квалификационной работы).
Программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 39.02.01 Социальная работа в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Социальная работа с семьей и детьми и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.
ПК 2.2. Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
ПК 2.3. Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
ПК 2.5. Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
1.2. Место профессионального модуля в структуре основной профессиональной образовательной программы
Профессиональный модуль ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми входит в профессиональный учебный цикл.
1.3. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
Цель: овладение указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями.
Обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- диагностики трудной жизненной ситуации и профилактике возникновения новых ТЖС различных типов семей и детей;
- осуществления их социального патроната;
- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизнии их реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей;
уметь:
- пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;
- выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;
- собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;
- оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;
- осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;
- выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством;
- профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;
- планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;
- анализировать результаты своей деятельности;
- осуществлять контроль качества предоставляемых услуг;
знать:
- цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
- структуру государственных органов, реализующих семейную политику;
- основные задачи социальной защиты;
- варианты социального обслуживания семьи;
- нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;
- типы социальной службы для семьи и детей;
- внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;
- категории семей социального риска;
- основные социальные проблемы семей различных категорий;
- критерии социальной незащищенности семей;
- формы социальной работы с семьями;
- роль социального работника в решении проблем семьи;
- особенности медико-социального патронажа семьи и детей;
- учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля
Максимальная учебная нагрузка обучающегося – 576 часов,
в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки – 432 часа;
- внеаудиторной самостоятельной работы – 144 часа;
- производственной практики –144 часа.
1.5. Основные образовательные технологии
Приреализации рабочей программы используются следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология развития критического мышления, учебного проектирования (метод проектов), технология личностно-ориентированного обучения и воспитания.
- Teacher: Светлана Сайкина